Службы Литургия
Семь служб суточного богослужебного круга — вечерня, утреня, полунощница и четыре службы часов — предваряют литургию. Молитвы, псалмопение, чтение священных книг и все священнодействия приготовляют христианина к главной службе — Божественной литургии, называемой в просторечии обедней, так как ее положено совершать в предобеденное время. В переводе с греческого Литургия значит «общее дело» или «общее служение».
Иначе говоря, на Литургию приходят, чтобы всем вместе, соборно, вознести молитвы Богу за весь мир, за все творение, за свою страну, за близких, а за одно и за себя, чтобы попросить силы для служения Богу и людям.
Литургия — это благодарение Спасителя за жизнь во всех её проявлениях, за явные и неявные благодеяния, которые Он оказывает нам через людей или обстоятельства, за спасительные страдания и крестную смерть Сына Божия, Иисуса Христа, за Его воскресение и вознесение, за Божественное милосердие и возможность обращаться к Творцу.
Таинство Благодарения (по-гречески Евхаристия), совершаемое на Литургии — это есть Таинство Причащения: молитвы и священнодействия благодарения низводят благодать Святого Духа на приготовленные хлеб и вино и делают их причастием — Телом и Кровью Христовой. Это великое Таинство любви Бога к человеку было установлено Самим Иисусом Христом на Тайной Вечери (Мф. 26, 26-29; Мк. 14, 22-25; Лк. 22, 19-21; 1 Кор. 11, 23-26). Господь повелел творить это Таинство в Его воспоминание (Лк. 22, 19). После вознесения Господа апостолы стали ежедневно совершать таинство Причащения, соединяя его с чтением Священного Писания, пением псалмов и молитв. Вот почему Литургия — главная служба Церкви, а все прочие лишь готовят к ней.
Составителем первого чина Литургии Христианской Церкви считается святой апостол Иаков, брат Господень. По этому чину и ныне совершаются литургии в Иерусалимской Церкви в день памяти апостола.
В IV веке святитель Василий Великий изложил письменно чин Литургии, который является сокращенной Литургией апостола Иакова.
Святитель Иоанн Златоуст из-за того, что жители Константинополя тяготились продолжительными молитвами Литургии святителя Василия Великого, ввел в употребление другой, более сокращенный чин Литургии.
Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течение всего года, кроме Великого поста, когда она совершается по субботам, в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Неделю ваий.
Десять раз в году совершается Литургия святителя Василия Великого.
По средам и пятницам Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, имеющая особый чин.
Божественная Литургия состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных, которые следуют одна за другой, как ступеньки духовной лестницы.
Порядок Литургии такой: сначала припасаются предметы и приготовляется вещество для Таинства (дары), потом верующие готовятся к Таинству совместной молитвой, чтением Апостола и Евангелия. После пения Символа веры, означающего полное единство молящихся в вере и любви, совершается само Таинство — преосуществление (преложения), то есть превращение самого существа хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а затем и причащение сперва священства в алтаре, а потом и верующих, которые имеют благословение на причастие после исповеди.
Проскомидия
Та часть Литургии, за которой приготовляется вещество для Таинства, называется проскомидией. Слово «проскомидия» означает «принесение». Первая часть Литургии получила свое название в соответствии с обычаем древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине этот хлеб называется просфора, что значит приношение.
Проскомидия как часть Литургии состоит в воспоминании пророчеств и прообразований, а отчасти и самих событий, относящихся к Рождеству и страданию Иисуса Христа. При этом из просфоры вынимается часть, необходимая для совершения Таинства; также и необходимая часть вина, соединенного с водой, вливается в священный сосуд. При этом священнодействующий воспоминает всю Церковь: святых прославленных (канонизированных), молится о живых и умерших, о властях и о тех, кто по вере и с усердием принес просфоры или приношения.
Перед началом проскомидии священнослужители у царских врат совершают входные молитвы, прося Бога укрепить их во время этой службы.
Совершается проскомидия в алтаре на специальном столе — жертвеннике. Берутся пять просфор — пять хлебов (по числу евангельских; Мк. 6, 38-44), выпеченных из вскисшего, поднявшегося теста. Берется вино — всегда виноградное, красное — и соединяется с водой (вино для Таинства соединяется с водой потому, что это священнодействие совершается по образу страдания Христа, а во время страдания из раны, нанесенной в Его ребро, текли кровь и вода).
Просфоры — двусоставные, в знак того, что в Иисусе Христе два естества, две природы — Божественная и человеческая; сверху одной из просфор – Агничной (хлеб, приготовленный для причащения, называется агнцем, потому что он являет собой образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому, как в Ветхом Завете изображал Его агнец Пасхальный; Агнец Пасхальный — это агнец, которого израильтяне по повелению Божию закалывали и ели в память избавления от гибели в Египте) – изображается крест с буквами «ИС ХС» «НИ КА», то есть «Иисус Христос побеждает». Три вещи заключаются в хлебе, в соответственность трехчастности души и в честь Троицы: мука с закваской, которая служит образом души; вода, означающая Крещение, и соль, знаменующая ум и учение Слова.
Священнодействия проскомидии совершаются в алтаре до чтения третьего и шестого часов или во время чтения их.
Священник, читая молитву, целует священные сосуды: «Искупил ны еси от клятвы законныя (целует дискос) Честною Твоею Кровию (Чашу), на Кресте пригвоздився (звездицу, которая, будучи раскрыта, представляет собою крест) и копием прободся (копие), безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе (лжицу)».
Д и с к о с — круглое освященное блюдо — означает Небо, на него возлагается Агнец, Владыка Неба.
К о п и е — острый нож, которым вырезается Агнец и вынимаются частицы из просфор, символизирует копье римского воина, сотника Лонгина, которым Спаситель был прободен на Кресте (Ин. 19, 34).
Л ж и ц а (с греч. — клещи) — ложечка для причащения мирян. Знаменует клещи, которыми Серафим взял раскаленный уголь и коснулся уст пророка Исаии, что означало его очищение (Ис. 6, 6); а также — трость с губкой, которую, напитав уксусом, воины подносили к устам Спасителя, висевшего на Кресте (Мф. 27, 48).
З в е з д и ц а означает вифлеемскую звезду, бывшую при рождестве Христа, а также плащаницу. Сам жертвенник на проскомидии изображает пещеру (вертеп), где родился Христос, и ясли (Лк. 2,7).
Священник из пяти просфор берет одну и произносит трижды: «В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа».
Затем копием вырезает из просфоры четвероугольную часть (эта часть просфоры приготовляется для преложения в Тело Христово). «Яко (как) овча на заколение ведеся (велся на заклание); и яко Агнец непорочен прямо (против) стригущего его безгласен, тако не отверзает уст Своих; Во смирении Его суд Его взятся (над Ним суд); Род же Его кто исповесть (изъяснит); Яко вземлется от земли живот (жизнь) Его», — произносит священник пророческие слова Исаии (53, 7-9).
Рождение Христа таинственно соединяется на проскомидии с распятием Его на Голгофе, и священник, крестообразно надрезая Агнец, говорит: «Жрется (приносится в Жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший) грех мира, за мирский живот (за жизнь мира) и спасение». Затем вспоминается эпизод из евангельской истории, как тело Спасителя, висевшего на Кресте, было пробито копьем воина. В это время в Чашу вливается вино, соединенное с водой (Ин. 19, 34).
Из второй просфоры вынимается частица в честь и память Богоматери и полагается на дискосе, с правой стороны Священного Хлеба: предстает Царица «одесную» Сына Своего и Царя Христа.
Из третьей просфоры вынимаются частицы в честь девяти ликов святых: в честь и память Предтечи и всех святых пророков и праведников, предвозвещавших вочеловечение Господа; затем в честь апостолов — слуг Христовых, а с ними всех ревновавших о благочестии — святых иерархов, мучеников, преподобных и всех святых, в память празднуемых в данный день святых и творца чина совершаемой Литургии — святителя Иоанна Златоустого или святителя Василия Великого.
Святые, за которых вынимаются частицы, «как сподвизавшиеся Христу, в этом великом Таинстве делаются причастниками большей славы и восхождения, через Причастие Спасительной Жертве…» (Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 62. С. 125).
Поминая святых, мы, «чрез соединение и общение с ними, освящаемся.Ибо сами они непосредственно приемлют освящение от Бога; принимая же и приношения от нас, чрез них освящают нас». (Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Цит. изд. С. 81.)
Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых членов Церкви: за Святейшего Патриарха, архиерея, потом за весь священнический и монашеский чин, за труждающихся в храмах (2 Тим. 2, 6), за страну нашу и за весь христолюбивый народ.
«Православные! — говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, — давая вынимать частицы за здравие и спасение и за упокой, — сообщаетесь на проскомидии и во время литургии с Господом, Богоматерью, Предтечею, пророками, апостолами, мучениками, преподобными и всеми святыми».
Иерей приносит частицу только за православных христиан. Нельзя приносить частиц за тех, которые живут нераскаянно: потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и Причащение тем, которые без покаяния приступают к Святым Тайнам, как сказал апостол Павел (1 Кор. 11, 28-30).
Наконец из пятой просфоры — частицы за почивших во Христе: за весь священнический и иноческий чин, за создателей данного храма, и далее – за всех православных, в надежде воскресения и Вечной Жизни скончавшихся. Священник приносит частицы также и за тех, кого мы хотим помянуть и подали на Литургию поминания и записки с их именами.
Перед нами на жертвеннике во время проскомидии «некоторым образом Сам Иисус, созерцаем и всю Единую Церковь Его. В средоточии всего видим Его, Истинный Свет, Вечную Жизнь, Им же стяжанную, освящаемую и хранимую: ибо Сам Он присутствует здесь под образом Хлеба, полагаемого на средине. Частицею же с правой стороны изобразуется Матерь Его; с левой — святые ангелы, а внизу — благочестивое собрание всех уверовавших в Него. Здесь великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, получивших обожение благодатью от Истинного Бога, воплотившегося ради них. Здесь — будущее Царство и откровение Вечной Жизни» (Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 62. С. 128-129).
Завершая проскомидию, священник испрашивает благословение Божие на совершаемое священнодействие.
Крестообразно благословляя кадило, он молится: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (как благовоние) благоухания духовного, еже прием (которое приняв) в Пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа. И в заключение проскомидии священник исповедует Христа Небесным Хлебом, данным в Пищу всему миру, и ходатайствует пред Богом за всех, кто предстоит на Божественной литургии и о ком молятся в данном приношении…Сам благослови Предложение сие (это), и приими е (его) в Пренебесный Твой Жертвенник. Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших и ихже ради принесоша, и нас неосужденны сохрани во священнодействии Божественных Твоих Тайн…».
Литургия оглашенных
Ту часть литургии, за которой верующие приготовляются к Таинству, древние назвали литургией оглашенных, потому что к слушанию ее, кроме крещеных и допускаемых к причащению, допускаются и оглашенные, то есть готовящиеся ко крещению, а также и кающиеся, не допускаемые к причащению.
Эта часть литургии начинается благословением или прославлением Царства Пресвятой Троицы и состоит из молитв, песнопений, чтения книг апостольских и Евангелия. Она оканчивается повелением оглашенным выйти из церкви.
Отверзается завеса царских врат, и со словами исповедания тайны Воскресения Сына Божия — «Во гробе плотски» — диакон кадит западную сторону святого престола, со словами «Во аде же с душею яко Бог» — южную, со словами «В Раи же с разбойником» — восточную, и со словами «И на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом» кадит северную сторону престола; «Вся Исполняяй Неописанный» — жертвенник.
Каждение начинается от престола и к нему возвращается, после каждения алтаря и всего храма, в знамение, что начало и конец всех благ есть Бог, пребывающий на Престоле.
Каждение сопровождается тихим чтением псалма 50-го и тропаря храма. Диакон «кадит все по порядку, не просто воскуряя фимиам, — поясняет блаженный Симеон, архиепископ Солунский, — но запечатлевая и освящая его и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа». (Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 274. С. 413).
В этом литургическом действе возносятся молитвы предстоящих, являясь пред Богом Христовым благоуханием (2 Кор. 2, 15).
Священник, сотворив три поклона с молитвой «Боже, очисти мя, грешного…», возвысив руки, молится, призывая Духа Святого: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый (Вездесущий) и вся (всё) исполняяй (наполняющий), Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны (в нас), и очисти ны от всякия скверны (нечистоты), и спаси, Блаже, души наша». Произносит ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14), выражая благое свое произволение принять мир Божий, даруемый чрез Воплощение и Крестные страдания Спасителя. Молится о ниспослании благодатной молитвы: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». (Пс. 50, 17).
Затем священник произносит начальный возглас: «Благословено Царство…»
Эти слова Божественной Литургии говорят нам о том, что место, куда мы входим, чтобы принести словесную службу, — благословенное Царство Святой Троицы. Об этом же свидетельствует троичность многих частей литургии: возгласы, ектений, начальные антифоны, Трисвятая песнь, Аллилуия, пение Прокимна и т. д.- свидетельствуют о нашем присутствии в Царстве Святой Троицы.
«Миром Господу помолимся» — этими словами начинается великая, или мирная ектения. Молящиеся призываются совершать моление в мире, тишине и спокойствии духа, с чистой совестью, в единомыслии и взаимной любви. Мы испрашиваем такого мира от Господа, который апостол Павел называет «превысшим всякого ума» (Флп. 4, 7), просим помощи и в наших вседневных нуждах, просим духовного совершенства, чтобы следовать за Владыкой Христом, сказавшим: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).
Священник в тайной молитве просит Господа о даровании милостей молящимся в храме: «…Сам, Владыко, по милосердию Твоему посмотри милостивно на нас и на этот храм, и подай нам, и молящимся с нами, богатые милости Твои и щедроты Твои», — и оканчивает молитву славословием Пресвятой Троице, возглашая: «Ибо приличествует Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу».
Тайные молитвы, читаемые священником, имеют глубокое догматическое содержание; в древней христианской Церкви они читались вслух, их слышал весь молящийся в храме народ.
После возгласа начинается пение литургийных антифонов, разделяемых малыми ектениями на три части — в честь Пресвятой Троицы.
В праздничные дни поются антифоны изобразительные (эти антифоны имеют такое название потому, что входят в Последование изобразительных, или в просторечии обедницы) — стихи из 102-го и 145-го псалмов и евангельские Блаженны (Мф. 5, 3-12), с тропарями канонов. Церковь исполняет завет апостола Павла (Кол. 3, 16) – славит, благодарит Господа за промыслительное попечение о мире и человеке. Этими псалмами молящиеся готовятся к слышанию возвышенного церковного учения о Воплощении Бога Слова, которое изложено в тропаре «Единородный Сыне и Слове Божий».
В этом церковном гимне выражена полнота попечения Бога о спасении рода человеческого чрез пришествие в мир Сына Божия, предвозвещенного ветхозаветными пророками, о Воплощении Его от Пресвятой Богородицы, и раскрывается тайна Божиего Домостроительства спасения человека: проповедь Божественного учения, вольные страдания и Крестная смерть Спасителя, которой Он победил грех и смерть. Гимн «Единородный Сыне и Слове Божий» считается тропарем Константинопольского храма Святой Софии, Премудрости Божией, построенного византийским императором святым Юстинианом (†565). Он же и автор этого тропаря.
Во время малой ектении, после пения первого антифона, священник читает тайную молитву о сохранении Святой Церкви и чад ее, об освящении любящих благолепие дома Божия — храма.
Во время второй малой ектении он читает: «Иже общая сия и согласныя даровавши нам молитвы…», вспоминая обещание Спасителя пребывать там, где даже только два или три христианина соберутся вместе для молитвы (Мф. 18, 19, 20).
Только во Имя Христа собираясь в любви и единодушии в храме, христиане могут достойно прославлять Бога, принося Ему в Жертву Святые Дары.
Третий антифон — «Блаженны…» — начинается словами благоразумного разбойника: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем». Вспомним, что Господь ответил ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23, 42, 43). И мы, воспевая это благоразумное исповедание, надеемся быть с Господом. К этому блаженству и ведут девять главных евангельских заповедей, преподанных Спасителем в Его Нагорной проповеди (Мф. 5, 2-12), исполнение которых приводит человека к совершенству духовной жизни во Христе. Истинный ученик Господа, испрашивающий у Него милость для себя, должен быть смирен духом, кроток, праведен, милосерд, терпелив в испытаниях, верен Господу до самопожертвования.
Во время пения третьего антифона совершается малый вход.
Символика малого входа, когда из северных врат алтаря выходят свещеносец со свечой, диакон с Евангелием и священник, раскрывается в тайной молитве, которую священник произносит в это время: «Владыка Господи, Боже наш, установивший на Небесах чины и воинства Ангелов и Архангелов… соделай наш вход входом святых Ангелов, которые бы служили вместе с нами и славословили Твою благость».
Творец Литургии святитель Иоанн Златоуст пишет: «Ныне ликуют ангелы, ныне радуются архангелы, ныне херувимы и серафимы празднуют с нами настоящий праздник… Хотя получена эта благодать от Владыки нами, но удовольствие общее у них с нами» (Святитель Иоанн Златоуст. Слово против упивающихся, 3 // Творения в русском переводе. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1899 [репринт: М., 1993]. С. 485).
«Благословен вход святых Твоих…», – произносит священник, осеняя вход в царские врата крестным знамением. Вынос Евангелия – это выход Христа на проповедь, свеча — предшествующий Ему Иоанн Креститель (Ин. 1, 27). Диакон возглашает: «Премудрость, прости! (с греч.- мудрость, станьте прямо)». Это призыв к верующим в простоте сердца, стоя благоговейно, внимать премудрости Божией, явленной миру проповедью Спасителя. «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу», – поет народ. Преподобный Серафим Саровский видел во время Литургии в этот момент шествие Спасителя с сонмом ангелов и святых.
После входа следует пение тропарей и кондаков, отражающих священные события праздника. Эта группа песней старается обнять все памяти, соединенные с днем совершения литургии, в показании того, что Бескровная Жертва приносится о всех и за вся.
Священник у престола в тайной молитве просит Отца Небесного, воспеваемого от Херувимов и Серафимов, чтобы Он милостиво принял Трисвятую песнь, простил грехи наши вольные и невольные, чтобы освятил нас и дал силы служить Ему до конца жизни, и возглашает: «Яко Свят ecu Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно…». А диакон орарем, как ангельским крылом, наводит от иконы Спасителя к предстоящим верующим, произнося: «И во веки веков». Святая Церковь молится о всех благочестиво живущих, о даровании им спасения, — всех, не только стоящих в данный момент в храме, но и о будущих поколениях людей.
Хор поет Трисвятую песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». В начале V века в Константинополе во время страшного землетрясения совершалось богослужение и крестный ход. В видении одному отроку явились ангелы, поющие эту песнь. Христиане, услышав об этом, присоединили к ангельскому пению слова: «Помилуй нас!», и землетрясение прекратилось.
Святой пророк Исаия видел Престол Божий, окруженный воинствами святых ангелов, воспевающих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», и воскликнул: «Уста мои нечисты, и живу среди людей с нечистыми устами!» (Ис. 6, 1-5). Тогда Ангел горящим углем коснулся его уст и удалил его беззаконие и грехи его очистил (Ис. 6, 6, 7). Воспевая Трисвятую песнь вместе с Бесплотными Силами, мы приносим Господу раскаяние во грехах и просим помощи и милости Божией.
Священник восходит к горнему месту — возвышению за престолом. Горнее место знаменует Небесный Престол Божий и «означает превышенебесное пребывание Иисусово», — говорит блаженный Симеон, архиепископ Солунский. Восходя к горнему месту, как Христос на Небо, в лоно Отчее, священник читает молитву: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на Херувимех…».
Чтец у горнего места берет у священника благословение на чтение Апостола и идет в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.
«Мир всем!» — возглашает священник. Так Господь после Своего славного Воскресения приветствовал Своих учеников (Лк. 24, 36). С этим Божественным приветствием Он послал их на всемирную проповедь Евангелия. «Мир, — по слову святого Иоанна Златоуста, — есть матерь всех благ и основание радости». В слове «мир» Господь преподал Своим ученикам, а чрез них всем пастырям Христовой Церкви, силу духовного мира (Ин. 14, 27). До пришествия Господа мир между человеком и Богом был нарушен грехом. Грех, овладев человеком, нарушил взаимоотношения и между людьми. Спаситель по Своем Воскресении дарует через Святую Церковь человечеству Божественный мир, воссоединяя людей с Богом, друг с другом и со всем творением (Ин. 16, 33).
На приветствие священника «Мир всем!» — чтец от лица всех молящихся говорит: «И духови твоему», — ответное пожелание священнослужителю, преподающему благодатный мир, того же мира от Господа.
Далее следует чтение Апостола. Во время чтения Апостола совершается каждение. Оно установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что чрез проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной (2 Кор. 2,14). По окончании чтения певцы поют «Аллилуиа», а чтец произносит стихи из псалмов — аллилуиарии — хвалебные гимны, возвещающие о явлении всем людям спасительной благодати Божией. Это пение является подготовительным к чтению Евангелия и подчеркивает его торжественность.
Во время пения аллилуиария священник читает тайную молитву, в которой просит Бога даровать ему и молящимся разумение евангельского чтения и страх блаженных заповедей, чтобы попрать плотские похотения и стяжать духовную жизнь.
Перед аналоем, на который диакон полагает Евангелие, на амвоне ставится зажженная свеча в знак благоговения к слову Божию и в ознаменование подаваемого Евангелием света богоразумия, просвещающего слушающих познанием спасительных тайн.
После прочтения Евангелия в Древней Церкви полагалось произнесение епископом (или священником) слова назидания. Так слово Божие, прозвучавшее только что в чтении Евангелия, живо и действенно продолжалось, давало духовный всход в епископском слове — воплощенном Предании Церкви. Ныне этот древний обычай возрождается в некоторых приходах. А согласно наиболее распространенной практике сразу за Евангелием следуют ектений сугубая, иногда заупокойная и об оглашенных. Святая Церковь, приобщив молящихся к Божественной мудрости через чтение слова Божия, побуждает их к особому молитвенному прошению, которое на богослужебном языке называется прилежным молением.
Ектения начинается прошением: «Рцем вси…». Церковь призывает как священнослужителей, так и молящихся всеми силами и способностями души обратиться с ответной любовью, глубочайшей благодарностью и преданностью к Богу и в Нем одном искать себе помощи и заступления.
В это время священник читает тайно молитву прилежного моления, в которой просит Господа Бога, чтобы Он милостивно принял усиленное сердечное моление Своих рабов о прощении грехов и ниспослал Свои щедрые благодеяния всем людям Своим.
В заупокойной ектении мы молимся о своих почивших родственниках, ближних и всех скончавшихся в вере.
«Не напрасно установили апостолы, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — чтобы при совершении страшных Тайн поминать усопших. Они знали, что от этого много им выгоды и много пользы, когда весь народ и священный лик стоят с воздеянием рук и когда предлежит страшная Жертва, то как не умолить Бога, прося о них».
Во время следующей ектении молится священник об оглашенных, «подклонивших свои выи (шеи)», то есть в смирении и кротости ожидающих даров Божией благодати, отвергающих жестоковыйность — бессердечие и гордость языческого мира. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – говорит апостол (1 Пет. 5, 5). И пророк возвещает слова Господни: «На кого призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66, 2).
«…Призри на рабы Твоя оглашенныя… и сподоби я (их) во время благополучное бани пакибытия», – молится священник. Баня пакибытия — возрождение, новая жизнь со Христом через Крещение (Тит. 3, 5~7). Но «баней пакибытия» святые отцы называли и покаяние – баню слезную, омывающую нечистую совесть.
«Оглашенныи, изыдите (выйдите)», – возглашает диакон. Смирение, кротость и мытарева молитва могут подать дерзновение быть с верными на Тайной Вечери Господней — Евхаристии. Нераскаянный в грехах не проникнет в сущность этой Тайны, сердце его будет отлучено от собрания верных христиан.
Литургия верных
Та часть Литургии, за которой совершается таинство причащения, называется литургией верных, потому, что на ней могут присутствовать только верные, то есть крещеные. Ее можно подразделить на следующие части:
1) перенесение честных Даров с жертвенника на престол;
2) приготовление верующих к освящению Даров;
3) освящение (пресуществление) Даров;
4) приготовление верующих к причащению;
5) причащение;
6) благодарение за причащение и отпуст.
Перенесение Честных даров с жертвенника на престол
После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды)».
По-русски эта песнь читается так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!»
Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе — таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей — жизнь дающей; припевающе — воспевая; отложим — оставим; житейское попечение — заботу о житейском; яко да — чтобы; подымем — поднимем, прославим; дориносима — торжественно носимого, прославляемого («дори» — слово греческое и значит копье, так что «дориносима» значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми — ангельскими чинами; аллилуиа — хвала Богу.
Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они теперь оставили всякую мысль о житейском, представляя себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на небе, и как бы вместе с ними поют Ему трисвятую песнь — хвалу Богу. Пред Херувимской песнью открываются царские врата и диакон совершает каждение, а священник в тайной молитве просит Господа очистить его душу и сердце от совести лукавой и силою Св. Духа удостоить его принести Богу приготовленные Дары; затем священник с диаконом вполголоса трижды произносят херувимскую песнь, и оба отходят к жертвеннику для перенесения честных Даров с жертвенника на престол. Диакон, имея на левом плече «воздух» (большой покров), несет на голове дискос, а священник в руках святую чашу.
Выйдя из алтаря северными дверями (пение Херувимской песни в это время прерывается на словах «отложим попечение»), они останавливаются на амвоне и, обратившись лицом к верующим, молятся за Святейшего Патриарха, за правящего архиеререя, митрополитов, архиепископов, епископов, за священство, монашество, за создателей храма, за присутствующих православных христиан, и возвращаются чрез царские врата в алтарь; честные Дары поставляются на престол на развернутом антиминсе и покрываются «воздухом», после чего царские врата затворяются и закрываются завесой; певчие же тем временем заканчивают Херувимскую песнь.
Перенесение Даров с жертвенника на престол называется великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Верующие в это время должны стоять с наклоненною головою и молить Господа помянуть их и всех близких к ним во Царствии Его; при словах же священника «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог…» нужно вполголоса сказать: «и священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».
Приготовление верующих к освящению честных даров
После великого входа следует приготовление верующих к достойному присутствию при освящении приготовленных Даров. Оно начинается просительной ектенией «Исполним молитву нашу Господеви» о «предложенных честных Дарех», чтобы они были угодны Господу, о чем в то же время втайне молится священник, и чтобы Господь освятил их Своею благодатию. Далее мы просим у Господа помощи провести весь день («дне всего») в совершенстве, то есть свято, мирно и без греха; послать нам Ангела хранителя, верно наставляющего на путь истины и добра и охраняющего наши души и тела от всякого зла; просим простить («прощения») и забыть («оставления») наши случайные грехи и часто повторяемые прегрешения; даровать нам все доброе и полезное для души (а не то, что услаждает наши пагубные страсти и чего мы часто желаем); и чтобы люди жили и трудились в мире между собой (а не во вражде и взаимноуничтожающей борьбе); и чтобы мы провели остаток жизни нашей («прочее время живота нашего») в мире с ближними и со своею совестью и, в сокрушении о содеянных грехах; сподобились христианской кончины, то есть исповедавшись и приобщившись Святых Таин Христовых. Мы просим кончины безболезненной, непостыдной, кончины мирной, то есть в душевном мире и примирении с ближними. И чтобы Господь удостоил нас дать добрый, безбоязненный ответ на Страшном суде Его. Для достойного присутствия при совершении таинства необходимы: мир душевный, взаимная любовь и всех объединяющая истинная (православная) вера. Поэтому после просительной ектении священник, благословляя народ, говорит: «Мир всем!» Молящиеся выражают тут же такое же пожелание и его душе («и духови твоему»).
Затем возглашается: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», на что певчие поют: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и нераздельную». Этим показывается, Кого следует так единомысленно исповедать (признавать). За следующим возгласом «Двери, двери! Премудростию вонмем!» поется (или читается) Символ веры, в котором кратко, но исчерпывающе точно, излагается наша вера во Святую Троицу и другие главные истины Православной Церкви. При этом завеса на царских вратах отодвигается и «воздух» с честных Даров снимается.
Слова «Двери, двери!» в древности напоминали придверникам лучше смотреть за дверями храма и не впускать в него оглашенных и неверующих; теперь этими словами напоминается верующим затворить двери своей души для посторонних мыслей, а словами «Премудростию вонмем» указывается, чтобы мы были внимательны к премудрым истинам православной веры, изложенным в Символе веры.
С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии. Насколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского правила: «Всех верных, входящих в церковь… и не пребывающих на молитве до конца, как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного». После Символа веры возгласом «Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить «святое возношение» или жертву, то есть совершать святое таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением.
В ответ на этот возглас поется: «Милость мира, жертву хваления», то есть будем приносить с благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную нам жертву хваления. Священник благословляет верующих словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами», и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает: «горе имеим сердца», то есть будем иметь сердца устремленными вверх — к Богу. На это певчие от лица молящихся благоговейно отвечают: «Имамы ко Господу», то есть мы уже имеем сердца устремленными ко Господу.
Освящение (пресуществление) Даров
Совершение святого таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника «Благодарим Господа!».
Верующие выражают свою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Священник в это время в тайной молитве, называемой евхаристическою (благодарственною), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарит Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа — Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Последние слова священник произносит вслух, а певцы восполняют, воспевая песнь, которую взывают Ангелы: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Сил небесных), исполнь (наполнены) небо и земля славы Твоея».
К этой песни, называемой серафимскою, певцы присоединяют восклицания, которыми народ приветствовал вход Господень в Иерусалим: «Осанна (еврейское благожелание: спаси, помоги Бог!) в вышних! (в небесах) благословен грядый (идущий) во имя (во славу) Господне, осанна в вышних!» Слова «победную песнь поюще…» взяты из видений пророка Иезекииля (Иез. 1, 4—24) и апостола Иоанна Богослова (Откр. 4, 6—8); они в откровении видели престол Божий, окруженный Ангелами в образе орла (поюще), тельца (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые беспрерывно восклицали: «Свят, Свят, Свят Господь Бог».
Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: «Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от нея вси, сия (эта) есть Кровь Моя Новаго Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).
Певчие протяжно поют: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молимтися, Боже наш», а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3 часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихтися».
Диакон произносит двенадцатый стих 50 псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Священник опять читает тропарь 3 часа, диакон произносит тринадцатый стих 50 псалма: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Священник третий раз читает тропарь 3 часа. Благословляя Святой Агнец (на дискосе), он говорит: «И сотвори убо хлеб сей — честное Тело Христа Твоего».
Благословляя вино (в Святой Чаше), он говорит: «А еже в чаши сей — честную Кровь Христа Твоего». Диакон по каждом возгласе говорит: «Аминь». Наконец, благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит: «Преложив Духом Твоим Святым». Диакон же трижды говорит: «Аминь, аминь, аминь».
В эти великие и святые минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову.
Священник делает пред Святыми Дарами земной поклон как Самому Царю и Богу. Это — самый важный момент Литургии.
По освящении Святых Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Святые Дары послу жили «во трезвение души (т. е. укреплением во всяком добром деле), во оставление грехов, в приобщение Св. Духа, во исполнение (получение) Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе (т. е. чтобы дали право обращаться к Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение», и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Св. Дары приносятся Господу Богу, как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит: «Изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», на что верующие отвечают хвалебною песнью в честь Божией Матери: «Достойно есть…» (В св. Пасху и во все двунадесятые праздники (до отдания их), вместо «Достойно есть» поется в честь Божией Матери задостойник, т. е. 9-й ирмос праздничного канона с соответствующим припевом). Священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, вслух: «в первых помяни, Господи, Великого Господина…», поминая высшую церковную иерархию. Верующие отвечают: «И всех и вся», то есть помяни, Господи, всех верующих. Молитва за живых оканчивается возгласом священника «И даждь нам единеми усты и единем сердцем (единодушно) славити и воспевати пречестное (славное), и великолепое (величественное) имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».
Приготовление верующих к причащению
Оно начинается просительной ектенией: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся», то есть помянув всех святых, опять и опять помолимся Господу «о принесенных и освященных честных Дарех», чтобы (яко да) Человеколюбец Бог наш, приняв их (прием я) во святый, пренебесный и духовный (мысленный) Свой жертвенник как духовное благоухание, как приятную Ему жертву (в воню благоухания духовнаго), ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа.
Далее следуют обычные прошения просительной ектений, которая оканчивается возгласом священника «И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (смело, как дети просят отца) неосужденно смети (осмелиться) призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати».
Поется молитва Господня «Отче наш». Все присутствующие приглашаются петь эту молитву.
Далее следуют преподание мира и преклонение глав, во время которого священник молит Господа освятить верующих и сподобить их неосужденно причаститься Святых Таин. В это время диакон, стоя на амвоне, крестообразно опоясуется орарем для того, чтобы, во-первых, беспрепятственно служить священнику во время причащения, и во-вторых, выразить свое благоговение к Святым Дарам в подражание Серафимам, которые, окружая престол Божий, закрывали лица свои крылами (Ис. 6, 2—3).
При возгласе диакона «Вонмем!» завеса задергивается, и священник, поднимая над дискосом Святый Агнец, громко возглашает: «Святая — святым». Это означает: Святые Дары могут быть преподаны только «святым», то есть верующим, которые освятили себя молитвою, постом, таинством покаяния (исповеди). Сознавая свое недостоинство, певчие от лица верующих возглашают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь».
Причащение
Первыми причащаются в алтаре священнослужители. Священник раздробляет Святой Агнец на четыре части, причащается сам и преподает Святые Тайны диакону. Части для причащения мирян по причащении священнослужителей опускаются в потир. Во время приобщения священнослужителей поется стих, называемый «причастным», а затем поется какое-либо песнопение или читаются молитвы перед причащением.
Открываются царские врата для причащения верующих мирян, и диакон, имея в руках святую чашу, произносит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Открытие царских врат в это время напоминает открытие гроба Спасителя, а вынос Святых Даров — явление Иисуса Христа по воскресении.
Преклоняясь пред святой чашей, как пред Самим воскресшим Спасителем, певчие от лица верующих поют: «Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явися (явился) нам».
Причащающиеся миряне, «со страхом Божиим и верою» приступая к святой чаше с предварительным поклоном, повторяют вполголоса произносимую священником молитву пред причащением «Верую, Господи, и исповедую…», в которой исповедуют свою веру в Иисуса Христа, как Сына Божия, Спасителя грешных, веру в Таинство Причащения, в котором под видом хлеба и вина принимают истинное Тело и истинную Кровь Христову, как залог вечной жизни и таинственного общения с Ним; и просят Его удостоить их неосужденно причаститься Святых Таин во оставление грехов, обещая не только не изменять Христу, не быть Иудою-предателем, но и среди жизненных страданий, подобно благоразумному разбойнику, твердо и смело исповедовать свою веру.
Сделав земной поклон, верующие для принятия Святых Таин поднимаются на амвон. Раньше этого времени ради порядка и благоговения к святыне не следует сходить со своего места; и совершенно недопустимо при этом стеснение других и желание в числе первых причаститься; каждый должен помнить, что он первый есть только грешник. Крестообразно сложив руки на груди подходят причащающиеся к царским вратам, не делая крестного знамения пред святой чашей, которую по причащении лобызают также не крестясь, чтобы не толкнуть святой чаши.
По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» и «пийте от нея вси» в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).
По причащении верующие принимают теплоту, то есть церковное вино, смешанное с водою, чтобы не осталась во рту хотя малейшая частица Святых Даров. По причащении мирян, священник опускает в святую чашу все частицы, которые были вынуты из служебных и принесенных просфор, с молитвою, чтобы Господь Своею Кровию и молитвами святых очистил грехи всех, за кого были вынуты частицы. Затем он благословляет верующих словами «Спаси, Боже, люди Твоя (верующих в Тебя) и благослови достояние Твое» (собственность Твою, Церковь Христову).
В ответ на это поют: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную; Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть». Содержание этой песни: мы увидели истинный свет, так как, омыв грехи свои в таинстве крещения, называемся уже сынами Божиими по благодати (милости), сынами света, получили Святого Духа чрез святое миропомазание, исповедуем истинную (православную) веру, поклоняемся Нераздельной Троице, потому что Она спасла нас («Та бо нас спасла есть»). Диакон, взяв из рук священника дискос, переносит его на жертвенник, а священник, взяв святую чашу и благословляя ею молящихся, возглашает «Всегда, ныне и присно, и во веки веков», и относит ее на жертвенник. Это последнее явление Святых Даров верующим, перенесение их на жертвенник и возглас священника напоминают нам вознесение Господа Иисуса Христа на небо и обещание Его пребывать в Церкви «во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20).
Благодарение за причащение и отпуст
Поклоняясь Святым Дарам в последний раз как Самому Господу Иисусу Христу, верующие благодарят Господа за причащение Святых Таин. Певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». То есть, восхваляя Господа за то, что Он удостаивает нас причащаться Божественных, Бессмертных и Животворящих Таин, просим Его сохранить нас в святости, полученной в таинстве причащения, весь день поучаться правде Божией.
После этого диакон произносит краткую ектению «Прости, приимше Божественных… Христовых Таин…» (с благоговением причастившись), призывающую «достойно благодарить Господа». Испросив Его помощи провести этот день свято, мирно, безгрешно, он приглашает предать себя и жизнь свою Христу Богу. Священник, сложив антиминс и полагая на него Евангелие, возглашает: «Яко Ты еси освящение наше и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков» и прибавляет: «С миром изыдем», этим показывая, что Литургия кончается и что из храма нужно выходить мирно, в мире со всеми.
Певцы от лица всех поют: «О имени Господни», то есть выйдем с благословения Господня. Священник выходит к молящимся за амвон и читает заамвонную молитву, в которой еще раз просит Господа спасти людей Своих и благословить достояние Свое, освятить любящих благолепие (красоту) храма, не оставить Своими милостями всех уповающих на Него, даровать мир миру (вселенной), священникам, верным правителям и всем людям. Эта молитва представляет собою сокращение всех ектений, произносимых за Божественной Литургией. По окончании заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией молитвою праведного Иова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».
Чаще всего именно в это время для духовного просвещения и назидания произносится пастырская проповедь, в основу которой полагается Слово Божие. Затем священник, в последний раз благословляя верующих, произносит: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков» и воздает благодарение Богу: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!».
Обратясь к народу и имея в руке напрестольный крест, осенив себя крестным знамением, что должны сделать и все присутствующие, священник произносит отпуст: «Христос, истинный Бог наш…». В отпусте священник, вспоминая молитвы за нас Божией Матери, апостолов, храмового святого, святых, память которых празднуем в этот день, праведных Богоотец Иоакима и Анны (родителей Божией Матери) и всех святых, выражает надежду, что Христос, истинный Бог наш, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец; тут же он дает крест верующим для лобызания.
Каждый верующий христианин, не спеша и не стесняя других, в порядке известной очереди, должен поцеловать крест, чтобы крестным целованием засвидетельствовать свою верность Спасителю, в воспоминание Которого была совершена Божественная Литургия. Хор в это время поет молитву о сохранении на многие лета Святейшего Патриарха, правящего архиерея, прихожан храма и всех православных христиан.
По окончании богослужения причащавшиеся слушают благодарственную молитву и проповедь священника, после чего тихо с миром уходят домой.
В статье использованы материалы с сайтов pravoslavie.ru и bogoslovi.ru.