Рождественское послание Главы Белгородской митрополии, митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна
Возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие
и все верные чада Русской Православной Церкви,
живущие на просторах Святого Белогорья!
«…се, Дева во чреве приимет и родит Сына,
и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог»(Мф. 1, 23)
Ныне мы достигли Вифлеема и стоим в восхищении у пещеры, где в обыкновенных яслях лежит Богомладенец Христос. Это – Спаситель мира! И за внешней простотой Его первого земного жилища стоит тайна Боговоплощения, тайна нашего спасения.
Бог явился пред нами не в могуществе и славе, не во власти и богатстве, а беззащитным Младенцем. Рожденный от Духа Святого и Девы Марии, Он был назван, согласно пророкам, Иисусом, что означает «Бог спасения», «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21).
«Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8), Властитель мира видимого и невидимого приходит к людям, а они не узнаю́т Его. В Его власти «врата смерти» (Пс. 67, 21), а Он рождается в окружении домашних животных, потому что Ему не нашлось места в жилищах людей. Евангелист Иоанн Богослов свидетельствует: «Пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11).
Каждый человек имеет свое отношение ко Христу: есть те, кто истомились жаждой богообщения с Живым Богом и пытаются сбросить греховное бремя, которое несут в своей жизни. Но есть и другие, всегда довольные самими собой, ищущие удовлетворения своих неуемных желаний и не нуждающиеся во Христе. Для таковых не существует тайны спасения и самого вопроса будущей жизни.
Спаситель мира не делит людей на своих и чужих, люди сами выбирают, с кем им быть. Но тем, кто принял Его, Он «дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12).
Никто никогда не видел Бога, Его нам явил Воплотившийся Господь наш Иисус Христос (Ин. 1,18), и мы стали детьми Божиими через Христа, когда приняли Его в свои сердца. Это означает, что мы приобрели благодать и Истину. Сам Христос говорит нам, что Он есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14, 6). Но чем мы можем ответить на спасительный подвиг Воплотившегося Бога, Который в Вифлеемской пещере встречает мудрецов Востока и простых пастухов, Который меняет ход времени Своим рождением, начинает новую эру – эру христианской любви? Наша вера и верность, надежда и милосердие, наконец, наша любовь к Спасителю мира, Вседержителю всего существующего, и есть самый достойный ответ Иисусу Христу, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес» (Символ веры).
Для современного человека характерны отношения с Богом, которые можно назвать «верой без обязательств». Когда внешне человек являет себя как христианин, он знаком с учением Церкви, православными традициями и обрядами, но в обычной жизни руководствуется далекими от христианского учения правилами, а внутренне, порой, не приемлет Христа.
В Откровении святого Иоанна Богослова сказано: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). Современного человека истощают информационное поле, пандемические страхи, на него налагают «цифровые оковы». Еще никогда за свою историю человечество не подвергалось такому губительному натиску негативного информационного воздействия. Единственно возможной защитой от этого «внешнего управления», «информационного выгорания» является наша верность Христу.
Любите жизнь, этот священный дар Божий, он дается только однажды. Мы очень часто заблуждаемся, когда думаем, что у нас еще достаточно времени, чтобы исправить нашу жизнь или начать ее «сначала». Жизнь можно только продолжить по-другому, то есть с Богом! Чтобы сделать это, необходимо познать самого себя. Святой Климент Александрийский говорит: «Кто познает самого себя, тот познает и Бога, а познав Бога, он будет подобен Ему!»
Что нам мешает познать самих себя? – «внешний шум», который информационно сопровождает нашу жизнь. Мы знаем очень многое обо всем, а самих себя не знаем, и легко подпадаем под «внешнее управление», увлекаясь «информационными поводами», навязанными нам.
Душа по природе своей – христианка, поэтому, чем лучше мы познаем самих себя как образ и подобие Божие, тем совершеннее мы познаем Бога и обретаем путь спасения. Будем же чаще молиться, совершать дела милосердия и противостоять «новой нормальности», уничтожающей наши духовные силы.
Возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие и все верные чада Русской Православной Церкви, живущие на просторах Святого Белогорья! В наступающее новолетие благости Божией, в 2022 год, в преддверии празднования 10-летия возрождения Белгородской митрополии, 10-летия обретения мощей священномученика Никодима, епископа Белгородского, и 600-летия обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского – Игумена земли Русской, будем помнить его слова «любовию и единением спасем ся» и прилагать свои усилия к тому, чтобы «Бог мира, Отец будущего века» (Ис. 9, 6) Господь наш Иисус Христос принял нас как Своих детей.
В мироспасительные рождественские дни молитвенно желаю вам благоденственного и мирного жития, здравия и спасения, и во всем благого поспешения!
Христос рождается – славите!
Христос с небес – встречайте!
Глава Белгородской митрополии,
Митрополит Белгородский и Старооскольский ИОАНН
Рождество Христово,
град Белгород, 2022 год