Небесное воинство
Архистратиг Михаил
Архангел Михаил, Архистратиг Михаил — «Кто как Бог?» — главный архангел, предводитель небесных воинств. В христианстве Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.
Упоминается три раза в кн. Даниила (X, 13, 21; XII, 1), однажды — в послании апостола Иуды и один раз в Откровении святого Иоанна. Изображается попирающим дьявола; в рост — с доспехами и мечом; верхом — с копьем; с кадилом и весами. Празднование 19 сентября, 21 ноября.
Архистратиг Михаил — вождь Небесных Сил, на иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке — меч или копье. Под ногами — пораженный им дракон. С кем же воюет этот отважный предводитель? Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов — Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца.
Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей. В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», — обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.
Молитва Архистратигу Михаилу
К архангелу Михаилу обращаются с молитвами об исцелении. Это связано почитанием Михаила Архангела, как победителя злых духов, которые в христианстве считаются источником болезней.
Молитва сия древняя, написана на паперти Чудова монастыря в Кремле — в церкви Михаила АРХИстратига. Аще который человек прочитает сию молитву — того дня не прикоснется в нему ни диавол, ни зол человек, лестью не обольстится сердце его. Это та молитва , читая которую чувствуешь себя спокойно и уверенно. Рекомендуется читать в полночь, т.е. при наступлении нового дня и в течение дня ни злые силы ,ни злоба людская не смогут причинить зло , читавшему сию молитву.
Господи Боже, Великий Царю Безначальный!
Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъят и мя от враг моих видимых и невидимых.
О Господень Михаиле Архангеле! Демонов сокрушителю: запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра.
О Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылый первый княже, воеводо небесных сил Херувим и Серафим. О угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех обидах, в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях — тихое пристанище. Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей диавольских, егда услышат мя, грешнаго раба своего (имя), молящагося тебе и призывающаго тебя и призывающаго имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву мою.
О великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне силою Честнаго и Животворящаго Небеснаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святаго Андрея юродиваго, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святых святителей, мучеников и всех Святых Небесных Сил. Аминь.
Изображения Архангела Михаила
В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит. Начиная с XII века изображения архангела Михаила появляются в композиции страшного суда, он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как психопомп — сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей. Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского деисуса». Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Собор Архангела Михаила».
Упоминания и явления Ветхий Завет
Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:
«Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских».
«Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего».
А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:
« И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.»
Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:
- явление Валааму: «и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему»
- явление Иисусу Навину: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня
- уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима
- спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих»
В ветхозаветном апокрифе Книга Еноха Енох, сын Иареда, был вознесён к престолу Бога:
…сказал Господь слугам своим, вглядываясь в них: «Пусть приблизится Енох, чтобы стоять пред ликом Моим вовеки». И поклонились ангелы господни и молвили: «Пусть приблизится он по слову Твоему». И сказал Господь Михаилу: «Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его благим мирром Моим, и облачи его в ризы славы Моей». И Михаил сделал так, как повелел ему Господь: помазал меня и облачил.
В одном из кумранских свитков «Война сынов света против сынов тьмы» Михаил описывается как предводитель света, ведущий божьи силы против темноты зла, возглавляемой Велиалом.
Новый Завет
В Соборном послании Иуды рассказывается: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»» Апостол заимствует свой рассказ из «Сказания о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея» в котором сообщается, что дьявол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. По свидетельству Климента Александрийского, Оригена и Афанасия Великого эта сказание содержалось в христианском апокрифе «Восхождени или Вознесение Моисея».Однако данная история известна и из иудейского апокрифа «Успение Моисея».
В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали (против них), но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним»
Это указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде на который он призовёт души трубным.
Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших. Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».
В коптской гомилии об архангеле Михаиле (X век) приводится подробный рассказ о том, как Михаил будет принимать участие в Страшном суде: он призовёт трубным гласом мёртвых из могил, будет плакать о судьбе грешников и Иисус Христос по его молитвам простит их.
Образ архангела Михаила присутствует во многих христианских апокрифах:
«Евангелие от Никодима» (IV век) сообщает, что Михаилу Иисус Христос после сошествия в ад вверил души томившихся в нём праведников, чтобы отвести их в рай.
«Откровение Павла» (конец IV века) приписывает Михаилу совершение ритуального омовения душ покаявшихся умерших перед тем как они входят в Небесный Иерусалим:
И сказал я архангелу: «Что сие, господин мой?» И говорит он мне: «Сие есть Ахеронтово озеро, внутри же его — град Божий. Не всем дозволено войти в этот град, разве только покаявшись в грехах своих. Когда же человек покаялся и преставился от жизни, предается он Михаилу, и бросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит его оно ко граду Божию в соседство к праведникам».
«Хождение Богородицы по мукам» (X век) представляет Михаила как проводника Девы Марии по аду, который показывает и объясняет ей причины мучений грешников. В начале апокрифа приводятся хайретизмы по подобию акафиста в которых Богородица так обращается к Михаилу:
Радуйся, архистратиг Михаил, слуга незримого Отца, радуйся, архистратиг Михаил, собеседник Сына Моего, радуйся, архистратиг Михаил, слава шестикрылых, радуйся, архистратиг Михаил, правящий всеми и у престола Господа стоящий по достоинству, радуйся, архистратиг Михаил, имеющий вострубить и пробудить от века почивших, радуйся, архистратиг Михаил, первый из всех вплоть до престола Божия.
«Апокрифическое Отровение Иоанна Богослова» рассказывает, что архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога бараньи и «от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, — то есть от гласа архангела восстанет всякое естество человеческое». Таким образом архангелы призовут людей на Страшный суд.
В православии архангел Михаил именуется архистратиг и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается, как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.
Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитаться, как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.
К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу. В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня — Михалион, находился примерно в 80 км. от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину).
Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил. Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки.
В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая. Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига»:
«И такового и божественного Архистратига Михаила… постави оттоле нам избранным христианам великого предстателя и Спаса»
Салафиил: Молитва к Богу
Салафиил — имя верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками.
Святой Архангел Салафиил, имя которого в переводе с арамейского языка означает Ангел Молитвы, Молитва к Богу, или Молитвенник Божий, по верованию Православной Церкви, явился Агари в пустыне, когда Авраам отправил ее с сыном в Египет, на родину. «Она пошла, и заблудилась в пустыне… не стало воды… и она оставила отрока под одним кустом и пошла… Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она… подняла вопль и плакала, и услышал Бог голос отрока… и Ангел Божий с неба воззвал к Агари, и сказал ей: что с тобою Агарь? Не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку… И Бог открыл глаза ей , и она увидела колодезь с водою живою, и пошла, и наполнила мех водою и напоила отрока».
«И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, — пишет Херсонский владыка Иннокентий, — чтобы они чистым дыханием уст своих согревами наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил». В книге «Руковотство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся».
Варахиил: Благословение Божие
Архангелу Варахиилу отведена роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего земледельцам. Раздаятель благословения Божия на добрые дела, хадатай испрашивающий людям милости Божии. Один из трех ангелов, явившихся Аврааму у дуба, Мамре. Его изображают с розовыми цветами.
Это ангел благословений Божиих, как то означает его имя. Его изображают со множеством цветов розовых в недрах его одежды. Так как благословения Божии различны, то и служение сего архангела — многообразно; чрез него посылается благословение Божие на всякое доброе дело, на всякое доброе житейское занятие. Но только тогда, без сомнения, когда земное благословение люди хотят принимать для стяжания благословений небесных и вечных: когда, например, желают иметь чад, дабы воспитать их в страхе Божием, ожидают обилия плодов земных, дабы поделиться ими с бедностью, истаивающей от глада, украсить храм Божий, призреть сирого, искупить должника невинного, и тому подобное.
В противном случае Господь не пошлет, и архангел не принесет благословения. В книге «Руководство к писанию икон» говорится о нем следующее: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном.» Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через Своего Архангела Варахиила посылает Свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям. «Поелику благословения Божии различны, — пишет Святитель Иннокентий Херсонский, — то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие».
Уриил: Огнь Божий
Уриил -это небесный огонь, покровитель тех, кто посвятил себя науке и искусству.
«Имя этого Архангела Божия известно благодаря третьей книге Ездры, последней книге Ветхого Завета.
Святой Архангел Уриил был послан Богом к благочестивому и ученому священнику Ездре, жившему в V веке до Рождества Христова, чтобы дать ему ответ о признаках и времени кончины этого мира.
«Об этих знамениях мне дозволено сказать тебе, и если снова помолишься и поплачешь, как теперь, и попостуешься семь дней, то услышишь еще больше того».- Говорил Ездре святой посланник Божий Уриил. Так, после каждой ночной беседы Архангел напоминал священнику: «молись ко Всевышнему непрестанно, и Я приду и буду говорить с тобою».
И говорил Господь Ездре через Своего Небесного посланника: «чем больше будешь испытывать, тем больше будешь удивляться, потому что быстро спешит век сей к своему исходу и не может вместить того, что обещано праведным в будущие времена, потому что век сей исполнен неправдою и немощами.»
Согласно Преданию Православной Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием Огня Божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий.
По иконописному канону Православной Церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой — огненный пламень».
«Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел Огня Божественного, он воспламеняет серда любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные,» — Поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский.
Иегудиил: Хвала Божия
Архангел Иегудиил благословляет подвижников, охраняет их от сил зла, хвала Божия, славящий Бога, укрепляющий трудящихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги. Ангел, которого Бог послал предшествовать израильскому народу при покорении Хананайской земли. В правой руке у него золотой венец как символ благословения, в левой — бич, отгоняющий врагов.
Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается. У шестого архангела в правой руке златой венец, а в левой — бич из трех красных вервий. Это потому, что обязанность сего архангела с ликом ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградою благ вечных и защищать именем Святой Троицы и силою Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию; почему он и называется Эгудиил или хвала Божия.
Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией. Но на нашей грешной земле, среди нас, грешных людей, всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многие — с великим и тяжким. Что нужды? Господь и Владыка наш не забудет никакого дела нашего и никакого труда любве во имя Его. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице архангела не напрасно венец: это награда для всякого христианина, трудящегося в славу Божию.
«Ангелам своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих».
Согласно священному преданию Православной Церкви, Бог послал Архангела Иегудиила предшествовать народу, исповедающему единого истинного Бога.
Рафаил: Исцеление Божие
Архангел Рафаил известен как небесный целитель и утешитель страждущих.
Послан был Рафаил исцелить». Библии имеется прекрасное жизнеописание одного благочестивого семейства. Это — книга Товии, отличающаяся особой назидательностью. Здесь мы видим невидимое служение нам ангелов Божиих.
Товит, отец Товии, и невеста Товии были тяжело больны. И Господь послал святого Архангела Рафаила для исцеления. Когда же прозревший чудесным образом Товит хотел в благодарность отдать незнакомцу половину своего имения, Рафаил сказал им: «ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою… Я Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго… Благословляйте Бога вовек. Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек.»
«Весьма поучительны слова, сказанные сим Архангелом при разлучении с семейством Товита. «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех… твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою». Посему, кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим». — Наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие.
В «Руководстве к написанию икон» вкратце поясняется, что: «Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих:изображается держащим в левой руке сосуд с врачебными средствами (лекарством),а в правой- стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран».
Гавриил: Сила Бога
Архангел Гавриил известен более всего участием в Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа. Как вестника сокровенных тайн мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ познания), а иногда со свечой внутри светильника — тот же символ сокрытого таинства.
Архангел Гавриил (с еврейского — муж Божий). Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий.
Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете — о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.
Церковь прославляет его 8 апреля и 26 июля и 21 ноября (новый стиль). Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия.